Практически во всех взрослых звуковых студиях можно увидеть легендарные мониторы Ямаха NS-10M.
Эти АС окружает множество легенд:
говорят, что хороший микс можно сделать только на них.
говорят, что все топовые звукорежиссёры работают только на них
говорят, что их диффузоры изготовляются по нетрадиционной технологии
говорят, что именно они являются стандартом студийного мониторинга
говорят, что они и только они могут дать референсное звучание в студии
говорят, что в их динамиках используется уникальная целлюлозная бумага белого цвета
В чём же истинная причина их популярности? Давайте разберёмся )
История
Первоначально задумывавшийся как домашний Hi-Fi, динамик NS-10M был разработан Акирой Накамурой и выпущен в 1978 году. Но мир Hi-Fi не принял эти колонки. Они звучали очень навязчиво, с ярко выраженной верхней серединой и слабеньким низом. К тому же на них было слишком хорошо слышно все недостатки воспроизводимых записей.
Зато инженеры звукозаписи стали использовать NS-10M как своеобразный «шит-контроль» для создания миксов. Считалось, что если на НСках микс звучит нормально, значит будет хорошо звучать на любых системах.
Примерно с 80-х годов и до наших дней эти мониторы остаются самыми используемыми АС ближнего поля в больших студиях.
Но почему же именно они? Ведь на рынке профессиональной звуковой техники есть множество разнообразных мониторов с гораздо более точным и сбалансированным звучанием.
На самом деле всё очень просто
NS-10M практически единственные студийные мониторы без фазоинвертора. Они выполнены в акустическом оформлении «закрытый ящик». Именно это позволяет сделать точный баланс инструментов, особенно в низкочастотной части спектра, который будет предсказуемо звучать потом на любых АС.
Всё остальное многообразие мониторов построено в корпусах фазоинверторного типа. А фазоинвертор работает по принципу резонанса, усиливая НЧ на частоте, на которую настроен. Да, это делает звук более жирным и сочным, но обманывает при микшировании, добавляя в звук низкие частоты, которых на самом деле нет в миксе.
Особенно сильно это проявляется при балансе бочки и баса.
/те из вас кто уже погрузился в пучину звукорежиссерства наверняка сталкивались с этой проблемой, когда вы долго вылизываете баланс инструментов в записи, а потом, перенеся готовый микс на в другие условия прослушивания с ужасом обнаруживаете, что бочка пропала, бас безобразно выпирает, гитары провалились, а голос торчит как голый на площади../
Вот сейчас самые продвинутые, из тех кто дочитал до этих строк, задаются вопросом: «Как же так?! Ведь у этих ямах очень слабый НЧ диапазон. Как же делать на них точный баланс низкочастотных инструментов?»
Да, значительный спад НЧ начинается у них аж с 200 герц. Но этот спад очень ровный, без резонансов и явно выраженных перепадов. Именно эта плавность позволяет сделать баланс точным.
Справедливости ради нужно сказать, что в студиях до NS-10M часто применялись Auratone 5C для мониторинга в ближнем поле. И они тоже были закрытыми ящиками! Но звучали они ещё хуже. Ещё более неравномерная АЧХ, значительно меньшая мощность. У них не было не только низа, но и верха. Профи называли их «кривотонами» и даже «говнотонами». Но активно использовали для создания точного баланса своих миксов )
Если внимательно посмотреть на исследование более чем 20 мониторных систем от Филлипа Ньюэла (опубликовано в журнале Шоу Мастер №2 за 2002г.) легко заметить, что только у NS-10M и Auratone 5C плавный и ровный, без резонансов, спад и минимальное время затухания в области НЧ.
Выводы
Итак, NS-10M были и до сих пор являются практически единственными мониторами пригодными для использования в ближнем поле и выполненными в конструктиве «закрытый ящик».
Именно закрытый ящик позволяет получить отсутствие резонансов в НЧ спектре сигнала, имеет очень короткое затухание и соответственно высокую точность переходных характеристик.
Именно этот конструктив АС позволяет быстро и точно сбалансировать инструменты в НЧ спектре с высокой переносимостью микса, то есть без риска, что на другой аппаратуре ваш микс станет звучать совершенно иначе, чем задумывалось )
В 2001 году Yamaha прекратили выпуск мониторов этой модели, сославшись на проблемы с поставками древесной массы для драйверов. Даже спустя годы после того, как производство было прекращено, эти колонки по-прежнему можно увидеть в студиях повсюду.
Теперь считается, что тому кто успел их купить, или нашёл на вторичном рынке в хорошем состоянии, очень повезло.
использованные материалы:
Великий низкочастотный обман. Филип Ньюэлл.
Перевод Олега Науменко. Статья опубликована в журнале «Шоу-Мастер» №37 (2-2004)
https://vk.com/topic-78977446_39894985?offset=last&scroll=1
Yamaha NS-10M: двадцать лет в качестве эталонного стандарта мониторов.
Yamaha NS-10M.pdf
Филип Р. Ньюэлл, консультант, Испания
Кейт Р. Холланд, ISVR, Саумпгентонский университет, Великобритания
Джулиус Ф. Ньюэлл, независимый инженер аудиосистем, Великобритания