Специальное спасибо за помощь в написании этого материала
конференции www.rusaudiopro.ru, Ю.И. Богданову и Константину Factoria
Очень многие, при обустройстве студий самого различного класса и применения, сталкиваются этой проблемой: Какое оборудование купить, чему отдать предпочтение, как избежать почти мгновенного устаревания компьютерного оборудования?
Обо всём этом уже многократно рассказано в различной литературе и интернете, однако чаще всего ни одни рекомендации не охватывают всю проблему в целом, касаясь лишь частностей.
Ниже речь пойдёт об основах комплектации цифровой студии на базе компьютера. Такие студии нынче в каждом городе появляются «как грибы после дождя», но большинство их владельцев повторяет одни и те же ошибки…
Я не стану касаться подбора оборудования для полностью «железных» и аналоговых студий не потому, что не люблю аналоговые технологии, а потому, что на таком оборудовании работают уже «взрослые» профессионалы и подобные советы им всё равно «что азбука для восьмиклассника».
В скобочках после почти каждого пункта перечислены марки на которые, по моему личному мнению, стоит обратить наиболее пристальное внимание.
ПОМЕЩЕНИЕ
Это практически самое главное! Но почему то большинство начинающих студийцев придает этой проблеме наименьшее значение при создании своих студий.
«Звучание самого лучшего монитора будет настолько хорошим, насколько хороша акустика помещения, в котором он установлен.» (Пьер Томас, основатель и исполнительный директор компании Fundamental Acoustic Research)
Лучше всего заказать проект акустической отделки контрольной комнаты у специалистов. Как минимум — необходимо победить ранние отражения и стоячие волны в аппаратной. Особенно если у вас в студии предполагается иметь не только мониторы ближней зоны.
МОНИТОРИНГ
Второе по важности! Необходимо реально слышать то, что вы делаете. Как сказал известнейший российский звукорежиссёр Юрий Иванович Богданов:
«Недооцененная проблема Мониторинга — Вот важнейшая проблема нашей работы! Мы просто НЕ СЛЫШИМ, чего крутим, может и крутить-то ничего не надо!»
Поверьте, для достижения хорошего звука мониторы гораздо важнее любой супер-круто-навороченной звуковой карты и самых супер-ново-модных сэмплов!
И совершенно не важно, собираетесь вы делать, записи своих песен для соседа по квартире или хиты для звёзд мировой музыки, при отсутствии хорошего мониторинга вы в обоих случаях обречены на плохой звук.
Нельзя использовать вместо мониторов разнообразные музыкальные центры и бумбоксы, компьютерные акустические системы, оборудование домашних театров и прочие прелести широко рекламируемых «высоких звуковых технологий».
К сожалению, невозможно дать конкретных рекомендаций по приобретению тех или иных мониторов. Тут как с женщинами — одним нравятся блондинки, другие без ума от брюнеток… Всё нужно слушать самому. Непременно возьмите свои любимые записи (а лучше ещё и собственные записи), шероховатости звучания которых (на различных видах оборудования) вы уже хорошо знаете, и внимательно послушайте их на выбираемых мониторах.
Они не должны звучать красиво, они должны звучать честно! Если вы сразу и легко слышите все мелкие нюансы звука в разных записях, и при этом звучание колонок вас не раздражает — вы нашли то, что искали.
Но одной пары мониторов в большинстве случаев мало. К сожалению идеальных универсальных мониторов не существует, и если вы детально слышите локализацию и спектральные компоненты звука на выбранных вами мониторах, то скорее всего вы непременно ошибётесь в балансах при сведении. Значит, потребуется вторая пара мониторов, которые звучат достаточно комфортно, и позволяют не утонуть в деталях при сведении, показывая лишь общую звуковую картину. Обычно это мониторы ближней зоны и чаще всего, для данного применения, рекомендуют знаменитые YAMAHA NS-10, которые практически стали стандартом в звуковой индустрии, но уже, к сожалению, сняты с производства.
КОНВЕРТЕРЫ
От их качества зависит, что вы запишите и, главное, что вы услышите в процессе работы над своей замечательной музыкой. Как и в случае с мониторами — вы должны реально слышать то, что вы делаете. Иначе ошибок не избежать.
При выборе конвертеров имеет смысл обращать внимание на их возможность синхронизироваться с источником внешнего clock’а. Работа с использованием WordClock, в студии с разветвлённой цифровой коммутацией, сильно улучшает звучание системы за счёт минимизации джиттера. Но это уже тема отдельного большого рассказа. (*)
Имеет смысл выбирать конвертеры поддерживающие разрядность 24-бита. Особенно для цифро-аналоговых преобразователей, но стоит помнить и о том, что в аналого-цифровых преобразователях 20-бит являются физическим пределом разрешения, а поток с большей битностью получается благодаря оверсэмплингу. Другими словами, часто старые 16-битные или 20-битные линейные АЦП звучат лучше новых 24-битных…
Если вы намерены всё делать внутри компьютера исключительно в цифре и записывать результат на audioCD, имеет смысл не гнаться за частотой 96 кГц, а остановиться на конвертерах с частотой дискретизации до 48 кГц, так как преимущества записи в формате 96 кГц в большинстве случаев начинают проявляться только при сведении материала на отдельно стоящий АЦП с потребительской частотой (пока чаще всего всё ещё 44.1 кГц) через аналог.
/DCS, Prism, RME, Apogee, Lucid/
МИКРОФОН
Даже если вы планируете записывать исключительно электронную музыку, вам потребуется приличный микрофон. Хотя бы для того, что бы засэмплировать звуки своего голоса, гитарные ноты, стук пустых кастрюль и/или тому подобные звуки, которые вам непременно пригодятся в создании своей индивидуальной звуковой палитры.
Даже недорогой конденсаторный микрофон в абсолютном большинстве случаев для этих целей значительно лучше даже дорогого динамического собрата. Электретные микрофоны хотя и лучше динамических, но проигрывают конденсаторным. Самое сложное — отличить электретный микрофон, некоторые производители очень не любят писать об этом и даже специально называют свои электреты: studio condensor microfon (например AKG C3000B, CAD E-100, Sennheiser e865, Peavey PVM480 и так далее).
Внимательно читайте технические характеристики в паспорте микрофона, там вполне может попасться мелкая надпись типа «конденсаторный микрофон с предполяризованной мембраной». Это и есть самый настоящий электретный микрофон! Кроме того, возможность использования низкого фантомного питания +12вольт или +18вольт, или батареек вставляемых в корпус микрофона, тоже указывает на электретную головку. Настоящий конденсаторный микрофон требует не менее +48 вольт для поляризации обкладок головки (иногда около 200вольт, такие микрофоны применяются только со своим специальным блоком питания)
/Telefunken, Neumann, RODE, Октава/
МИКРОФОННЫЙ ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ
Естественно микрофон придётся включать в микрофонный предусилитель. От его качества тоже очень сильно зависит, что вам удастся записать. Очень часто можно встретить рекомендации не пользоваться микрофонными входами звуковых компьютерных карт, а использовать маленький и недорогой микшер, например, Beringer 1204. И если с первой частью этой рекомендации невозможно не согласиться, то использование микрофонных входов дешёвых микшеров вызывает большие сомнения, в силу весьма невысокого качества звучания их микрофонных входов. В сравнении с качеством микрофонного входа интегрированной звуковой карты домашнего компьютера — Беринджер конечно «прорыв», но сравнения даже с недорогими специализированными приборами он совершенно не выдерживает.
Примерно за 50-100 долларов можно приобрести вполне приличный микрофонный предусилитель. За эту цену есть даже «ламповые» модели, например, ART и Bellary. Но увидев предусилитель с гордой надписью VAVE или TUBE, не стоит обольщаться раньше времени — большинство недорогих микрофонников сделаны по гибридной технологии. А это означает, что собственно усилением в них занимаются всё те же вездесущие микросхемы, а лампа стоит лишь для «подкраски» звучания, по сути для добавления в сигнал специфических ламповых искажения…
Настоящие ламповые микрофонные предусилители ОЧЕНЬ дороги, но вовсе не потому, что очень сложны, а потому, что при изготовлении приходится подбирать хорошо звучащие лампы и применять дорогие входные и выходные симметрирующие трансформаторы.
/Universal Audio, Avalon, Solid State Logic, Long, Peratronika, dBX, Digilab/
ЗВУКОВАЯ КАРТА
Имя им — легион! Поэтому постарайтесь предварительно выяснить устойчивость работы драйверов карты которую вы намерены приобрести. Конвертеры расположенные непосредственно на самой карте обычно звучат хуже внешних специализированных устройств. Имеет смысл обратить внимание на возможность WordClock синхронизации, и возможность подключения внешних преобразователей с разными форматами (SPDIF coaksial, SPDIF optikal, AES/EBU, ADAT toc-link). Лучше, если все цифровые порты будут синхронного типа.
/RME, Sound Devices, E-mu/
Карты (системы записи), оснащённые специализированными звуковыми DSP, надёжнее в работе и лучше по звуку, чем внутренние компьютерные обработки, но значительно дороже по стоимости.
/Pyramix, Paris, ProTools, Pulsar/
остальное оборудование
Нынче очень модно говорить, что теперь, во времена высокопроизводительных компьютеров, совершенно ни к чему тратить деньги на дорогие студийные синтезаторы и приборы обработки, так как компьютерные программы уже догнали и перегнали своих железных собратьев по качеству звука, гибкости и удобству работы. Самое смешное, что те, кто так утверждает, сами в это верят.
И действительно послушав звуки Гигасемплера и например железного Акая, или Wawes’овского РенесансВерба и железного Лексикона сразу бросается «в глаза» их большое сходство. Проблемы начинаются лишь когда эти звуки не слушаются отдельно, а укладываются в микс. Вот тут то и становится очевидно, что железные приборы продолжают звучать и оставаться самими собой даже в самой насыщенной аранжировке, а их программные братья как то тускнеют, становятся подозрительно одинаковыми и безликими.
Кроме того, что бы сделать плагинами всё, что задумано, никогда не хватает ресурсов процессора и начинается бесконечная гонка за мегагерцами… Ведь как только вы приобретаете новый процессор, производитель (и как только он об этом узнаёт?!) непременно выпускает парочку новых плагин, которые жрут ваших кровных мегагерц вдвое больше прежнего, и им вновь становится мало мощности вашего компьютера. А продавцы (наверняка тоже шпионят за вами) буквально через несколько дней после вашего апгрейда предлагают новые процессоры/железки уже почти в два раза дешевле, чем вы за них заплатили!..
Выход один — постепенно, по мере возможности приобретайте железные приборы, потому как все равно, рано или поздно, придётся обрастать железяками, все профессионалы к этому приходят, если хотят двигаться вперед, тем более аналоговое железо стареет очень медленно, в отличии от цифры.
И, главное, не забудьте, что компьютер всего лишь инструмент в ваших руках, как молоток в руках плотника или рояль в руках пианиста. И конечный результат не слишком сильно зависит от качества и производительности этого «молотка». Вполне достойную запись можно сделать и на примитивной USB звуковой карточке, если, конечно, помещение и мониторы позволят вам слышать то, что вы делаете.
Главное, что бы это была Хорошая Музыка!